С начала полномасштабной войны, когда украинское общество стало монолитным и единственным в своем противостоянии врагу, журналисты и «лидеры общественных мыслей», которых не без основания называли пропагандистами Кремля, либо притихли, либо перекрасились, словно заняв проукраинскую позицию. Такой стратегии они придерживались довольно долго, однако в последнее время большинство из них стали смелее, а их спи становятся все острее.
В условиях современной информационной войны, которую ведет Российская Федерация против Украины, медиапространство становится важным инструментом для манипуляций, дезинформации и пропаганды. Одной из тактик Кремля для продвижения своих нарративов является использование заявлений «украинских блоггеров», «журналистов» и «общественных активистов», которые занимаются целенаправленной дискредитацией украинской власти или военных.
В общем, методы работы кремлевской пропаганды не отличаются какой-либо изысканностью или оригинальностью. Россия давно работает по методикам Геббельса, согласно которым – чем большую чушь ты говоришь, тем охотнее люди в нее верят.
Среди основных ключевых месседжей врага - дискредитация военно-политического руководства Украины, тезис непрофессионализма и неадекватности украинской власти, максимальная дегуманизация сил обороны Украины, спекуляция на темах, которые гипотетически могут расшатать ситуацию внутри страны и деморализовать общество.
Рупоры Кремля в украинской медиа среде работают более точечно - из-за критики, которая часто больше похожа на обливание грязью, Президента, топ-чиновников, военное руководство, нардепов и т.д. Кроме подогрева своим кремлевским коллегам, они яростно пытаются втолкнуть в головы украинцам, что украинская власть непрофессиональна, тотально коррумпирована среди нее много наркоманов, а топ-руководители в принципе не хотят завершать войну, потому что им это не выгодно. Собственно, из последнего меседжа вытекает еще один – коррупция. Ее приписывают всем и каждому, явно преувеличивая масштабы этого явления и не замечая борьбу с ней, которая только за последний год трансформировалась в десятки громких дел. Еще одна из самых любимых тем – мобилизация. На дискредитацию этого процесса сфокусировано особое внимание и возлагаются большие надежды, что логически неукомплектованность подразделений напрямую влияет на потенциальные успехи оккупантов на фронте.
Финансовые махинации с благотворительными собраниями, коррупция на оборонке и российский след: что известно о Hacken и криптобароне Дмитрии Будорине
Бывшая дружба, российский паспорт и безволие в столичной высотке: история одной войны не на поле боя
Сильный удар по украинцам: власть готовит неожиданный "сюрприз"
"Не зря зарядку делала": всеми забытая Елка "засветила" свой оголенный животик
Благодаря отдельным персонажам из ТЦК, которые, превышая свои полномочия, создали тренд «бусификации» – пропагандистам даже придумывать ничего не нужно. Достаточно выложить соответствующее видео и подкрепить его комментарием типа «очередное пушечное мясо». Продвигается идея, что значительная часть украинского населения выступает против войны, а мобилизация проводится исключительно силовыми, незаконными методами, являющимися лишь частью пропагандистской кампании, нацеленной на деморализацию украинского общества.
Другой тактикой является использование в российских медиа заявлений украинских блоггеров, выражающих критику в адрес ВСУ или военной тактики. Например, заявления о проблемах в армии, нарушение прав военнослужащих, некомпетентность командования или ненадлежащее обеспечение техникой и обмундированием. Обычно эти заявления освещаются в медиа РФ как доказательство того, что ВСУ не способны эффективно защитить страну, подрывающую доверие к украинским военным.
Это лишь небольшая часть излюбленных пропагандистских приемов из огромного арсенала лжи и манипуляций. Кто-то это делает ловчее, кто-то нет. Кто из основных рупоров Москвы в Украине уже получил подозрение от СБУ, а кого она еще ждет – разбираемся в этом материале.
Макс Назаров: "рупор Кремля" в прямом эфире
Первый – Назар Диордица, более известный под псевдонимом Макс Назаров. Начнем именно с него по двум причинам: во-первых, он один из немногих пропагандистов, которых все же привлекли к ответственности, во-вторых, он наиболее медийная среди других персона.
Все время работы Назарова на телевидении связаны исключительно с каналами так называемой «прокремлевской» орбиты - NewsOne (в домедведчуковский период) и «Наш» Евгения Мураева, которого британская разведка называла избранником Путина на роль гауляйтера в оккупированной Украине. Учитывая чрезвычайную приближенность Диордицы к Мураеву, возможно благодаря Вооруженным силам Украины, мы не увидели Назарова в должности Министра информационной политики в оккупационном правительстве.
В своих эфирах, что на NewsOne, что на телеканале «Наш», Назаров всячески способствовал оправдыванию действий агрессора, бетонированию месседжа Кремля «все не так однозначно», актуализации вопросов языка, веры и необходимости уступок России исторической справедливости. Именно в его эфирах звучали фразы типа: гражданская война на востоке Украины, люди восстали из-за площади, притеснения по языковому признаку и т.д.
Дошло даже до того, что в прямой эфир телеканала включался предатель Украины, советник председателя так называемой ЛНР, а впоследствии и посол так называемой республики в РФ – Родион Мельник. Такой голос оккупированного Донбасса, который в эфире украинского телевидения еще раз назвал агрессию России «гражданской войной» и от имени людей, живущих в оккупации, заявил, что они никогда не вернутся в Украину.
С начала полномасштабного вторжения Макс Назаров сменил свою риторику, высказывался против действий России и восхвалял ВСУ, правда – продолжал безапелляционно отстаивать свое право общаться в эфирах и телеграмм-канале именно на русском языке. Каким-то чудом именно у Назарова в руках оказались доступы к бывшим YouTube каналам-миллионникам, по которым до войны сказал «Наш». Каналы были переименованы в Да это так и Вышка, на первом Назаров делал передачи вместе с еще одной журналисткой канала Наш, второй - отдал в пользование другой своей коллеге - Лане Шевчук.
Чем больше дней проходило с начала полномасштабного вторжения, тем жестче становилась полемика в программах Назарова и его личном телеграмм канале. Следует заметить, что основная антиукраинская грязь, направленная на раскол общества и дискредитацию власти, лилась не столько из уст Назарова - его озвучивали гости его эфиров, которые всегда пытались скрыть свои откровенно пророссийские взгляды под критикой власти. Основная суть их месседжей очень похожа на то, что в течение войны мы слышали от России, и то, что сейчас мы начинаем слышать от представителей иностранных стран, свидетельствующих о том, как серьезно работают российские спецслужбы, вербуя иностранных политиков.
Интересно, за какие средства последние три года жил Макс Назаров, ведь фактически он был безработным, а монетизация YouTube очевидно не приносила достаточных средств для существования. Видимо, такой же вопрос возник и у Службы безопасности Украины – в начале этого года Назарова было вручено подозрение в оправдывании российской агрессии. Суд избрал пропагандисту меру пресечения в виде 60 дней ареста и, как оказалось, неподъемные 12 миллионов гривен залога. Как известно, «русские своих не бросают», поэтому Назаров продолжает находиться под стражей с продолжительным сроком заключения.
Мирослав Олешко: от псевдоактивиста до беглеца, работающего на врага
Следующий «герой» с более легкой судьбой – Мирослав Олешко. Руки украинского правосудия дотянуться до него сейчас не могут, поскольку после начала полномасштабной войны он скрылся за границу.
Ранее Олешко находился в пуле топ-блоггеров Петра Порошенко и систематически обливал грязью президента Владимира Зеленского. С началом полномасштабного вторжения, как и Назаров, Олешко сбавил обороты в критике власти, что неудивительно - учитывая тогдашний уровень поддержки Президента, критиковать его мог только самоубийца. Мирослав находился в режиме стандартного карманного патриота, однако до того момента, пока в 2023 году он, как и большинство украинских мужчин, не получил повестку. Собственно в этот момент завершился и его патриотизм, а сам Олешко каким-то чудом скрылся за границу.
Очевидно, этим воспользовались россияне, ведь жить за границей не дешево – и довольно быстро патриот Олешко стал «полезным идиотом» в руках кремлевской пропагандистской машины. Среди его заявлений и то, что ВСУ «своими телами сдерживают россиян», и что война продолжается из-за «нежелания Зеленского мира», и пренебрежение к оставшимся в стране украинцам, защищающим ее - мол их невосприятие заявлений Олешко связано исключительно с «завистливо» из-за того, что он уехал.
Особенно активно Олешко работал и над вопросом дискредитации и срыва мобилизации, называя работу ТЦК «Сафари» – в унисон с пропагандистами Кремля.
Мирослав Олешко, как и Макс Назаров, доработал до подозрения от СБУ. Ему грозит до 8 лет тюрьмы.
Владимир Бойко: скрытый инструмент российской пропаганды
Однако есть те «журналисты», которым повезло больше. Среди них некий Владимир Бойко. Он менее известен из троицы, о которой мы сегодня рассказываем, но это не мешает ему активно продвигать вражеские нарративы под прикрытием своих так называемых журналистских расследований.
Громче всего о Бойко говорит окружение - его ближайшая подруга - окончательно сошла с ума Татьяна Монтян, которая сейчас живет в родном для Бойко Донецке и транслирует максимальную ненависть к Украине. В свое время они вместе были внесены в базу «Миротворец». В 2016 году вместе были задержаны на украино-польской границе. Во время задержания Монтян и Бойко угрожали украинским пограничникам: " Придет Россия, вас всех повесят на телеграфных столбах, а я буду рада ", - сказала Татьяна.
В марте 2023 года против Монтян возбудили уголовное дело о преступлениях против основ национальной безопасности Украины. А также и против господина Бойко был открыт ряд уголовных дел, однако движения по привлечению к ответственности нет. Более того, есть подтверждение данных, что Бойко, до 2022 года регулярно посещал РФ через территорию Республики Беларусь.
Международные партнеры Владимира Бойко действительно «интересны» — особенно те, у кого есть связи со страной-оккупантом. Вот, например, некая бельгийская «гуманитарная деятельница» Мариам Ламберт, основатель благотворительной организации Orphans Feeding Foundation.
В июне 2022 года генеральный директор "Интерфакс-Украина" Александр Мартыненко сообщил, что Ламберт пыталась организовать в Киеве пресс-конференцию российской пропагандистки Марины Овсянниковой. Но дальше – еще интереснее.
Знакомьтесь: Екатерина Полетаева — близкая подруга Ламберт и в то же время глава украинского Офиса ее фонда. Мелкий нюанс: Полетаева—гражданка РФ, постоянно проживающая в Киеве, а еще пользующаяся дипломатическим иммунитетом как жена сотрудника посольства Бразилии. В приватных разговорах даже не скрывает своих пророссийских взглядов и связей с ФСБ. Ну, знаете ли, бывает.
Но на этом все не кончается. Полетаева, используя дипломатические связи мужчины, в 2024 году организовала встречу Ламберта с руководителем Офиса Президента Бразилии. Цель? Гуманитарная деятельность Фонда Ламберт в России под эгидой БРИКС. Какая неожиданность!
Теперь остается только надеяться, что дипломатический иммунитет Полетаевой не помешает нашим контрразведчикам обратить пристальное внимание на эту «благотворительную» деятельность. Потому что подсказывает, что под прикрытием гуманитарных инициатив может скрываться несколько интереснее, чем помощь сиротам.
На данный момент, Мариам дали команду российские кураторы начать кампанию по дискредитации украинских государственных органов власти. И максимально исказить ситуацию по процессу возвращения похищенных Российской Федерацией украинских детей. Это сейчас открыто продвигается в его личных социальных сетях.
Российская пропаганда давно взяла Бойко на вооружение, подавая его как «оппозиционного украинского журналиста» или «инсайдера». Его заявления удобно вписываются в главные нарративы Кремля: «ВСУ слабы и распадаются» – его утверждения о «200 тысячах дезертиров» используются Москвой для создания иллюзии массового нежелания украинцев воевать.
«Украинская власть лжет о потерях» – это именно его тезис, широко тиражированный российскими СМИ, направленный на подрыв доверия к военно-политическому руководству Украины и создание напряжения между властью и обществом. Ни для кого не секрет, что именно во внутренних противостояниях Кремль видит своего величайшего союзника в Украине.
Еще одно из заявлений Бойко – «Даже украинцы признают поражение» – сначала широко разошлась в России, а впоследствии, руками Кремля, начала появляться и за границей, для оправдания агрессии РФ, под соусом заявления объективного украинского журналиста.
Более того, в своих статьях Владимир Бойко открыто отрицает существование Украины как государства и призывает не платить налоги, потому что «у Украины нет настоящей государственности».
Его медийная активность настолько удобна Кремлю, что его комментарии регулярно появляются на российских каналах и в пропагандистских материалах. Стоит ли отмечать, что Бойко с 2018 года был одним из политических экспертов на прокремлевских телеканалах ZIK, 112, NewsOne и Наш, где продвигал выгодные Москве тезисы?
Учитывая весь этот бэкграунд, его поездка на работу в Россию накануне полномасштабного вторжения в 2021 году также не вызывает удивления. Удивление вызывает только вопрос, как и в случае с Назаровым и Олешко, за чей счет живет безработный «журналист» Бойко? Также возникает вопрос, кто реальный заказчик так называемых журналистских расследований Бойко?
А еще большее удивление вызывает вопрос, почему он продолжает заниматься прокремлевской пропагандой и остается вне фокуса внимания СБУ? Ведь очевидно, что он, как и Олешко с Назаровым, – не независимый журналист, а раскаливающая общество часть пропагандистской машины, дискредитирующая власть и работающая в пользу агрессора.
Журналисты стреляют не пулями. Тезисы этой «троицы», как и десятка других псевдо медийщиков – типа Ланы Шевчук, Дианы Панченко и других, помогали и помогают Кремлю вести гибридную войну, ослабляя Украину изнутри. Ни один из них не должен остаться без внимания силовых структур – от этого направления зависит не только информационная безопасность, но и безопасность страны в целом.